Версия для слабовидящих

Правительство одобрило законопроект

01.03.2019
        28 февраля на заседании Правительства России одобрен законопроект, направленный на повышение материального обеспечения неработающих пенсионеров. 

     Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона “О государственной социальной помощи”» подготовлен Минтрудом России с целью реализации положений Послания Президента России Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года. 

    Инициатива Президента России направлена на увеличение уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров. 

    В соответствии с действующим законодательством социальная доплата к пенсии устанавливается при условии, что общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания. Размер социальной доплаты пересматривается в сторону уменьшения в случае роста пенсий, социальных доплат и мер социальной поддержки. Если в результате индексации общая сумма материального обеспечения превышает региональный ПМП, то гражданин перестает получать социальную доплату.

     При этом при подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат: 
• пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; • дополнительного материального (социального) обеспечения;
 • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 
• иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). 

      Разработанным законопроектом предлагается изменить существующую схему: сначала устанавливать социальную доплату в размере, необходимом для доведения материального обеспечения пенсионера до уровня ПМП в регионе, а затем осуществлять индексацию пенсии и ЕДВ. Таким образом, материальное обеспечение неработающего пенсионера в каждом году будет превышать уровень ПМП на сумму индексации пенсии и ЕДВ в текущем году. 

     Например, пенсионер проживает в г. Воронеже, где размер прожиточного минимума пенсионера на 2019 год составляет 8750 рублей, а его страховая пенсия до 1 января 2019 года была 8000 рублей и не дотягивает до этого размера. С 1 января его пенсия увеличилась за счет индексации на 564 рубля, но он эту прибавку к пенсии фактически не получил. Сейчас он на руки ежемесячно продолжает получать только 8750 рублей – размер прожиточного минимума пенсионера. После изменений в 2019 году его прибавка составит 564 рубля ежемесячно дополнительно к этому прожиточному минимуму. 

      Другой пенсионер проживает в г. Ханты-Мансийске, где размер прожиточного минимума пенсионера на 2019 год составляет 12176 рублей, а его страховая пенсия до 1 января 2019 года была 11000 рублей и не дотягивает до этого размера. С 1 января его пенсия увеличилась за счет индексации на 776 рублей, но он эту прибавку к пенсии фактически не получил. Сейчас он на руки ежемесячно продолжает получать только 12176 рублей – размер прожиточного минимума пенсионера. После изменений в 2019 году его прибавка составит 776 рублей ежемесячно дополнительно к этому прожиточному минимуму. 

    Одновременно законопроектом предусматривается осуществление доплаты с 1 января 2019 года сумм, которые не были получены неработающими пенсионерами в текущем году в связи с определением размера социальной доплаты к пенсии исходя из размеров пенсии и ежемесячных денежных выплат с учетом их индексаций, проведенных в 2019 году. Согласно законопроекту доплаты граждане получат не позднее 1 июля 2019 года. Перерасчет будет носить беззаявительный характер: гражданам обращаться в Пенсионный фонд России с какими-либо заявлениями не потребуется. 

    Увеличение социальных доплат коснется 12 % неработающих пенсионеров, в том числе получателей ежемесячной денежной выплаты. 

     Дополнительная потребность в средствах на социальную доплату к пенсии в 2019–2024 годах оценивается на уровне 120 млрд рублей.