Версия для слабовидящих

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРОК ГИТ

24.08.2017
      При осуществлении надзорно-контрольных полномочий федеральная инспекция труда действует в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов, в том числе руководствуется ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

      Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории России любых работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц. 

    Предметом плановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Например - инспекторы проверяют кадровую документацию и соответствие фактических условий труда нормативным требованиям. 
     Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. 
    О плановой выездной или документарной проверке инспекция труда уведомляет работодателя не позже чем за трое суток. 
    Работодатель может ознакомиться с Планом проведения плановых проверок, размещенным на сайте ГИТ, и подготовиться к проверке заблаговременно. 

     Основанием для проведения внеплановой проверки является
- заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав; 
- истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; 
- задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
 - начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимального ее размера;
 - нарушение законодательства, вызвавшее угрозу здоровью работников;
 - запрос от работников на проверку условий труда; 
 - поступление информации о нарушении трудового законодательства от СМИ,
 - поступление информации о нарушении трудового законодательства от органов государственной власти, органов местного самоуправления, других контролирующих органов;
 - наличие приказа руководителя инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
 - на основании требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
      Проверка проводится на основании распоряжения руководителя ГИТ должностными лицами, которые указаны в этом распоряжении. 
    В организацию направляется распоряжение о начале проведения проверки, одновременно с распоряжением направляется запрос с перечнем документов, которые потребуются для проверки инспекции труда.  
    В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса проверяемая организация обязана направить в ГИТ указанные в запросе документы
      Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя. 
    Указанные в запросе документы возможно представить в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством РФ. 

     Инспектор труда может затребовать у работодателя следующие документы
1. трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них; 
2. штатное расписание; 
3. трудовые книжки работников и журнал их учета; 
4. график работы и табель учета отработанного времени; 
5. документы о прохождении работниками медосмотров; 
6. график отпусков; 
7. расчетные листки; 
8. бухгалтерские ведомости и прочие сведения о денежных выплатах работникам; 
9. учредительные документы и локальные нормативные акты; Положения об оплате труда; 
10. приказы по кадрам; 
 11. журналы инструктажей; 
12. документы по специальной оценке рабочих мест. 
      Точный список запрашиваемых документов для проверки инспекцией труда зависит от основания ее проведения. 

     При проведении проверки могут быть обнаружены следующие нарушения:
- незаключение трудовых договоров или несоответствие их содержания нормам ТК РФ;
 - неведение трудовых книжек или журнала учета движения трудовых книжек;
 - отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка, в которых должны быть прописаны: порядок приема и увольнения работников; режим работы; отпуска; порядок выплаты заработной платы;
 - заключение срочного трудового договора без достаточных на то оснований;
 - необеспечение проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
 - непроведение инструктажей по охране труда;
 - непроведение специальной оценки условий труда рабочих мест; 
- задержка выплаты заработной платы; 
 - непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска; 
 - нарушение порядка расторжения трудового договора; 
- отсутствие расследования и учета несчастных случаев.

     По результатам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт. 
   В случае обнаружения нарушения трудового законодательства составляется протокол об административном правонарушении. 

     В случае выявления нарушений трудового законодательства инспекторы ГИТ могут: 
- выдать обязательное для исполнения предписание об их устранении; 
- приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
 - отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; 
- направить материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности. 

     В предписании об устранении нарушений трудового законодательства перечисляются требования об устранении нарушений, отмеченные в акте проверки, указывается срок их устранения. К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию о принятых мерах по устранению нарушений по каждому пункту предписания. 

     К ответственности за нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок ГИТ, привлекаются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и должностные лица.

      Лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно ТК РФ, КоАП и УК РФ.

     Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск должностных лиц органов гос. надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда с целью проверки условий и охраны труда в организации, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст 212 ТК РФ). 

    Работодатель обязан своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, обеспечить уплату денежных штрафов, наложенных за нарушение законодательства (ст. 22 ТК РФ). 

     Решения государственных инспекторов труда обжалуются в административном или судебном порядке.